Проверка своей компании и контрагента в налоговой

Если компания не уделяет должного внимания проверке контрагентов, для бизнеса могут возникнуть негативные последствия. Во-первых, это отказы в налоговых вычетах и возвратах НДС, доначисления НДС и налога на прибыль. Во-вторых, возможны риски неисполнения или некачественного исполнения обязательств.

Зачем проверять потенциальных деловых партнеров

При правильном изучении контрагентов организация:

  • получает доказательства коммерческой осмотрительности и реального характера договора на случай камеральных и выездных налоговых проверок, а также судебных разбирательств с ИФНС;
  • выясняет, какие производственные ресурсы есть у контрагента;
  • оценивает, способна ли компания выполнить договорные обязательства.

В сервисе Rusprofile получение актуальной информации из официальных источников не является сложным. Если название компании уникальное — достаточно ввести его в строку поиска, если же название распространенное — можно использовать ИНН, ОГРН или другие сведения.

Что в проведении проверки важно для налоговых органов

Цель проведения проверки — не допустить заключения сделки с «технической» компанией. Основные критерии, по которым налоговые и судебные органы оценивают сделки, сформулированы в статье 54.1 НК РФ, в Письме ФНС России от 10 марта 2021 года № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», а также в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Как следует из анализа положений названных документов, налоговая служба выясняет следующее:

  1. Является ли реальной сделка и операция по ней либо договор и обязательства существуют исключительно на бумаге?
  2. Выполнял ли действительно сделку тот контрагент, который указан в договоре либо другое лицо, законно привлеченное к исполнению?
  3. Не заключен ли договор исключительно с целью не платить налоги или уменьшить их размер?

Чтобы проверить наличие умысла, налоговые органы проверяют, была ли компания осведомлена о том, что контрагент является «технической» компанией, не является ли это специально созданной схемой для уменьшения налогооблагаемой базы. Если доказательств этого нет, она проверяет, проявила ли компания коммерческую осмотрительность.

Что такое «коммерческая осмотрительность»

Понятие «коммерческая осмотрительность» является новым, ФНС России официально использовала его в мартовском письме 2021 года, на которое дана ссылка выше. Раньше в налоговой сфере преимущественно использовался термин «должная осмотрительность».

Коммерческая осмотрительность заключается в том, что по итогам проверки компания сделала однозначный вывод что контрагент не является «технической» компанией. Более того, организация должна быть готова доказать, что она не знала и не должна была знать о том, что есть обстоятельства, характеризующие контрагента как однодневку и что фактически он не будет исполнять сделку, а это будет делать другое лицо.

Коммерческая осмотрительность означает, что потенциального делового партнера нужно проверять не просто формально, путем запроса документов, а с позиции оценки реальности исполнения им своих обязательств. Именно поэтому, в частности, значительную роль теперь играет проверка деловой репутации, производственных ресурсов, профессионального опыта организации или индивидуального предпринимателя.

Перечень необходимых мер, чтобы проявить необходимую коммерческую осмотрительность, затруднительно ограничить определенным закрытым списком. Однако в качестве ориентира можно указать следующие аспекты:

  1. Факт регистрации компании, ее данных и контактов.
  2. Достоверность адреса и других данных в ЕГРЮЛ.
  3. Отсутствие массовости адреса, руководителя и участника.
  4. Полномочия руководителя и подписанта.
  5. Признаки ликвидации или банкротства.
  6. Достаточность производственных ресурсов для исполнения сделки.
  7. Деловая репутация и достаточный профессиональный опыт.
  8. Наличие лицензий и других разрешений.
  9. Финансовое состояние, отсутствие задолженностей по налогам и другим платежам.

Большую часть критериев, а именно, те, которые возможно получить из открытых источников, можно проверить с помощью сервиса Rusprofile. При этом компания должна проверить:

  1. саму организацию;
  2. условия сделки, документооборот по ней и то, как она исполнялась.

Сервис помогает с проверкой организации, то есть с первым пунктом. Второй пункт зависит от содержания сделки и фактических действий выполнению ее условий. Это компания должна сделать самостоятельно.

Другие статьи

  • Справочник телефонов и адресов всех компаний в России - Rusprofile

    Где находить телефоны, адреса электронной почты конкретной организации? Как узнать контакты потенциальных клиентов — компаний из определенного региона и интересующей отрасли? Почему желательно вести досье на контрагента и сохранять в нем контакты?

     • 
  • Найти юридический адрес компании по названию, ИНН и другим данным - Rusprofile

    Под юридическим адресом или адресом юридического лица принято понимать адрес действующего исполнительного органа организации. Компания указывает его при регистрации компании и вносит в ЕГРЮЛ. При смене адреса в ЕГРЮЛ вносятся изменения.

     • 
  • Проверка задолженности у судебных приставов юр лиц по ИНН - Rusprofile

    При проверке контрагента перед сделкой важно изучить данные об исполнительных производствах, в которых он выступает должником. Исполнительным производством обычно завершается судебный или иной конфликт. Функцию взыскания выполняет Федеральная служба судебных приставов (ФССП), подразделения которой ведут деятельность в каждом регионе России.

     •